По дороге в школу. Памятка родителям будущих первоклассников

Памятка родителям будущих первоклассников

Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни — школьное обучение. Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

 

Высокий уровень

-        Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

-        Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

-        Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

-        Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

-        Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

-         Занимает в классе благоприятное положение.

-        Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

Средний уровень

-        Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

-        Усваивает основное содержание учебных программ. — Самостоятельно решает типовые задачи.

-        Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

-        Общественные поручения выполняет добросовестно.

-        Дружит со многими одноклассниками.

-        Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе.

-        Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

Низкий уровень

-        Наблюдаются нарушения дисциплины.

-        Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

-        Самостоятельная работа с учебником затруднена.

-        При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

-        К урокам готовится нерегулярно. Для того, чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

-        Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

-        Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

 

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

 

1.Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

-                   Рабочее место должно быть достаточно освещено.

-                   Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

-                   Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

-         Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

-         Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3.Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте

небольшие перерывы.

-         Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

-         На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

-         Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

-         Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

-         Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте,
если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

-         На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

-         Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.

-         Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

 

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.

К таким умениям относятся:

  • умение собрать свой портфель;
  • поздороваться с учителями и детьми;
  • задать вопрос учителю или однокласснику;
  • ответить на вопрос;
  • слушать объяснения и задания учителя;
  • выполнять задание;
  • попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
  • умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
  • обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
  • разделять работу на части;
  • адекватно реагировать на замечания;
  • объяснить то, с чем не согласен;
  • учитывать мнение других;
  • гордиться своей работой и не скрывать этого;
  • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
  • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
  • умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи.   Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание.

Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Школа дает ре­бенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

-        в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

-         советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

-        признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

-        извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

-         почаще ставьте себя на его место;

-        всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

-         пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

-        не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

-         сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

«Первые шаги по выбору школы»

-     Убедитесь в том, что именно сейчас самое подходящее время выбирать школу для своего
ребенка: и возраст соответствует, и здоровье в норме.

-        Поделитесь своими планами с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением на этот счет,
отнеситесь    уважительно    к    его    любому    мнению.    Выслушайте    его    аргументы, доброжелательно,   без   давления   обсудите   возможные   варианты   выбора   школы   и прогнозируемые плюсы и минусы этого выбора.

-        В разговоре с ребенком лучше избегать критических высказываний в адрес школьных учителей и системы образования в целом.

-       Если проблема выбора школы решена как бы сама собой (во дворе дома стоит вполне
приличная школа с хорошей репутацией), все же неплохо поинтересоваться, по какой
образовательной программе учат детей, соответствует ли она склонностям вашего ребенка, уровню его подготовленности?

-      Если     вы облюбовали школу с престижным названием, помните, что во многих новых экспериментальных школах отработка методических и других сторон обучения находится в стадии оформления: учебная нагрузка может не учитывать физиологических особенностей детей 5—6 лет, характера их познавательной деятельности.

-Не поленитесь поинтересоваться мнением о школе у родителей, дети которых уже
обучаются в данной школе: насколько реализуется на их взгляд то, что провозглашается в
образовательной концепции данного учебного заведения.

-        Поинтересуйтесь правилами и исключениями из правил относительно записи в школу, подготовьте ребенка эмоционально к прохождению собеседования и иным процедурам принятия в школу.

-        Вероятно, вы знаете, что Министерство образования РФ занимает четкую позицию в вопросе диагностических процедур при приеме в школу, подчеркивая, что «исходной целью любого тестирования при приеме в школу может быть только корректировка процесса обучения с учетом индивидуального развития поступающего в школу».

-        Если       вашему ребенку предстоят тестовые испытания, старайтесь не заражать его собственным беспокойством, иначе ребенок просто не выдержит эмоционального напряжения.

55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу. Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

 

  1. Молодец!
  2. Хорошо!
  3. Удивительно!
  4. Гораздо лучше, чем я ожидал.
  5. Лучше, чем все, кого я знаю.
  6. Великолепно!
  7. Прекрасно!
  8. Грандиозно!
  9. Незабываемо!
  10. Именно этого мы давно ждали.
  11. Это трогает меня до глубины души.
  12. Сказано здорово — просто и ясно.
  13. Остроумно.
  14. Экстра-класс.
  15. Талантливо.
  16. Ты — одаренный.
  17. Ты сегодня много сделал.
  18. Отлично!
  19. Уже лучше.
  20. Еще лучше, чем я мог подумать.
  21. Потрясающе.
  22. Замечательно.
  23. Поразительно.
  24. Неподражаемо.
  25. Несравненно.
  26. Красота!
  27. Как в сказке.
  28. Очень ясно
  29. Ярко, образно.
  30. Очень эффектно.
  31. Прекрасное начало.
  32. Ты — просто чудо.
  33. Ты на верном пути.
  34. 3дорово!
  35. Ты в этом разобрался.
  36. Ты ловко это делаешь.
  37. Это как раз то, что нужно.
  38. Ух!!!
  39. Поздравляю.
  40. Я тобой горжусь.
  41. Я просто счастлив.
  42. Мне очень важна твоя помощь.
  43. Работать с тобой — просто радость.
  44. Ты мне необходим.
  45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует.
  46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
  47. С каждым днем у тебя получается все лучше
  48. Для меня нет никого, красивее тебя.
  49. Научи меня делать так же.
  50. Тут мне без тебя не обойтись.
  51. Я знал, что тебе это по силам.
  52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
  53. Никто мне не может заменить тебя.
  54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  55. Я сам не смог бы сделать лучше.