Памятки, методички

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

Если вы хотите, создать на занятиях для своих воспитанников комфортную, эмоционально-положительную атмосферу, предлагаем вам несколько советов. Попробуйте.

  • Приступая к занятиям в начале года, не только сами познакомьтесь с воспитанниками, но и помогите им узнать друг  друга.
  • Начинайте каждое занятие творческим приветствием всех воспитанников друг с другом и педагогом.
  • В начале занятие уделяйте время на то, чтобы дети поделились друг с другом и вами своим настроением. Для вас это диагностика уровня психологической и физической готовности детей к занятию.
  • Следите за состоянием детей в течение занятия. При необходимости проводите творческие разминки-минутки.
  • Завершайте каждое занятие диалогом с воспитанниками о том, как прошло занятие, что удалось, что хотелось бы улучшить. Не забывайте благодарить друг друга за работу.

 

Одним из способов создания комфортной атмосферы являются игры. Они способствуют сближению участников, снятию психологической дистанции между ними, повышению их настроения, сплочению коллектива. Если вы работаете с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, то игра – это ваш верный помощник и в обучении и в воспитании, т.к. ведущей деятельностью детей данных возрастных периодов является игра. Однако для  подростков и старших школьников игра также актуальна, т.к. она способствует общению.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком»

  • Все встают в круг и берутся за руки. Первый игрок называет своё имя. Следующий игрок называет имя первого, а затем своё и т. д. Таким образом, последнему игроку прежде, чем назвать своё имя, предстоит назвать имена всех игроков стоящих впереди него. Например:
- Здравствуйте, меня зовут Лена.
- Здравствуйте, я познакомился с Леной, а меня зовут Саша.
  • Вариант игры с движениями: один называет своё имя и  показывает движение, следующий игрок называет имя первого игрока, повторяет его движение, называет своё имя и добавляет своё движение.

  • Каждый игрок по очереди называет своё имя, добавляя к нему описательное прилагательное, начинающееся с первой буквы имени. Например: «Меня зовут Лена. Ласковая».

  • Вариант игры с добавлением к имени фразы: «Меня зовут Саша. Я люблю…/ рисовать, собаку и т. д.».

  • Вариант игры с почёсыванием: «Её зовут Лена. Она почёсывает вот здесь, а я – вот здесь…».

  • Каждый игрок сравнивает свой характер с каким-нибудь животным.

  • Каждый игрок говорит: «Мой любимый герой… Он делает вот так…»

  • Каждый игрок называет себя и говорит о своей особенности: «Я – Света. Я решительная, потому что... А ты кто? »

  • Каждый игрок называет своё имя и говорит, куда и на чём он едет (эти слова должны начинаться на первую букву имени).

  • Каждый  игрок называет своё имя и говорит о главной черте         своего характера в поэтической форме: «Лёд и пламень» и т. д.

  • Каждый игрок воображает себя любой вещью и рассказывает о себе от 
    её лица  о её заботах, прошлом и будущем, о чувствах.

«Домино интересов»

Первый участник произносит, какие два дела он любит делать больше всего, разводя в стороны сначала правую, затем левую руки. Затем любой из участников, кто также любит это делать, встают рядом и берутся за соответствующую руку. Затем эти два участника говорят, что они любят делать, к ним с разных сторон присоединяются ещё двое и т. д. Пока все участники не возьмутся за руки. Лучший вариант, когда круг замкнётся. Для этого два последних участника должны найти  вместе то дело, которое нравилось бы им обоим.

«Твоё имя»

По кругу  каждый участник  называет своё имя, рассказывает, почему его так назвали, нравится ли оно ему, как его зовут дома, в школе, как хотелось бы, чтобы называли.

! Обычно мы не задумываемся о том, что связано с нашим именем. Рассказывая о том, почему его так назвали, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство эмпатии (понимания, доверия), которое помогает осуществлять бесконфликтное общение.

«Сладкий мешочек»

Все участники располагаются в кругу. Ведущий ставит в центре круга мешочек с конфетами. Каждый участник по очереди достаёт из мешочка конфету, разворачивает её, продолжая фразу «Я люблю». И так все по очереди. Затем так же в порядке очередности участники кладут в мешочек фантики от конфет, при этом говоря: «Я не люблю…».

«Конверт откровений»

Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому открыть конверт и достать листок с вопросом, на который нужно ответить

- Чем ты любишь заниматься в свободное время?

- Чем ты больше всего гордишься?

- Что бы ты изменил в школе?

- Что заставляет тебя грустить?

- Чего ты боишься?

- Что бы ты хотел изменить в этом мире?

- Расскажи о моменте, когда ты был счастлив?

- Расскажи о моменте, когда ты был зол?

- Что тебя по-настоящему раздражает?

- Что осложняет твою жизнь?

- Что больше всего изменилось в тебе за последние годы?

- Что больше всего тебе нравится в твоих друзьях?…и т. д.

ИГРЫ – ПРИВЕТСТВИЯ

«Здравствуй, меня зовут…»

Все игроки стоят в кругу плечом к плечу, не держась за руки, а руки держат сзади открытыми ладонями вверх. Ведущий обходит за кругом всех игроков и ударяет кого-либо по ладони.  Затем ведущий и тот, кому он ударил, разбегаются за кругом в разные стороны.  Встречаясь, здороваются, называют своё имя и бегут дальше, чтобы успеть занять пустое место.  Кто не успевает, становится ведущим.

«Здравствуйте»

Дети стоят в кругу. Ведущий говорит слово «здравствуйте», а участники за ним хором повторяют. Чем громче говорит ведущий, тем тише – участники и наоборот.

«Волшебное приветствие!»

Все участники стоят в кругу. Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что делают люди, когда здороваются друг с другом (говорят друг другу «здравствуй», улыбаются, обмениваются рукопожатиями) и продемонстрировать. Затем ведущий предлагает детям поздороваться друг с другом необычным образом: коленочками,  локоточками, пяточками и т. д.

«Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются лицом к стоящим во внешнем кругу, таким образом, образуя пары, и повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки.)

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера.)

-Где ты был? (Осторожно треплют ухо.)

-Я скучал! (Складывают руки на груди.)

-Ты пришёл! (Разводят руками в стороны.)

-Хорошо! (Обнимаются и называют свои имена.)

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в одну сторону, тем самым, производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.

«Здравствуй! » («Спасибо!»)

Дети ходят по комнате и приветствуют друг друга за руку, называя по имени. Например: «Здравствуй, Ваня». Важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, ребёнок может освободить свою руку только после того, как другой рукой начнет здороваться еще с кем-то. Иными словами, дети должны быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы.

Игра «Спасибо» проводится как игра «Здравствуй!», но в этом случае приветствие заменяется прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так хорошо работать!»

ИГРЫ-ДИАГНОСТИКИ

«Ассоциация настроения»

1.   Дети по очереди продолжают фразу: «Мое настроение сегодня можно сравнить с (фруктом, цветом, музыкой, картиной и т. д.), потому что...».

 

2.  Дети выражают свое настроение при помощи: мимики, жестов, возгласа (ах, ох и т. д.) прикосновения, слова «Здравствуйте» и интонации, танцевального движения, строчки из песни и т. д.)

 

3.   Дети рисуют свое настроение, а затем по очереди о нём рассказывают.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ (разминки)

«Куда-куда?»

Играющие образуют круг. Каждому присваивается номер, который сохраняется до конца игры. В центре – ведущий.  Он называет пару номеров. Например, 11-23. Те, у кого эти номера, должны похлопать себя по коленям, спросить: «куда-куда?» и поменяться местами. Ведущий должен успеть занять свободное место. Тот, кто остался без места, водит.

«Поменяйся местами»

Участники садятся в круг на стулья. Ведущий стоит в кругу и просит поменяться местами тех, например, у кого серые глаза, кто одет в джинсы, кто умывался сегодня утром, у кого день рожденья зимой и т. д. Когда происходит обмен местами, ведущий старается занять один из освободившихся стульев. Если ему это удаётся, далее игру ведёт игрок, оставшийся без места.

 

«Моргалки»

Игроки встают в круг по парам (вторые смотрят в затылок первым). Один без пары. Он незаметно должен моргнуть кому-либо, стоящему в первом ряду.  Тот должен быстро прибежать и встать за спину ведущего. Человек, который стоит во втором ряду, не должен упустить свою пару, а если ему этого не удаётся сделать, он становится ведущим. Постоянно держать руками пару нельзя, только, когда она пытается убежать.

Вариант игры: игроки первого ряда сидят на стульях, игроки второго стоят за стульями.

«Змея»

Игроки стоят в кругу. Ведущий – в центре круга. Он подходит к одному из игроков и говорит: «Я змея, вчера гуляла, хвост свой где-то потеряла. Ты пойдёшь ко мне хвостом?»  Игрок проползает между ног «змеи», встаёт за её спиной и крепко хватает за талию. Ведущий последовательно обращается с таким же предложением ко всем игрокам. В конце концов, образуется длинная колонна – змея.

«Сантик-фантик-лимпопо»

Игроки стоят в кругу. Выбирают ведущего и  «дирижёра». «Дирижёр» делает различные движения, а игроки повторяют за ним, говоря: «Сантик-фантик-лимпопо». Задача ведущего: угадать «дирижёра».

«Массаж»

Все игроки становятся в два круга, один внешний, другой внутренний и выполняют просьбы ведущего: 2 шага вперёд, повернуться направо, сделать соседу, стоящему во внешнем кругу массаж спины, головы, ушей, шеи, носа, рук и т. д.  В завершении массажа не забываем поблагодарить массажиста, сказав «спасибо», затем происходит смена ролей, т. е. внешний круг превращается в массажистов.

ИГРЫ-ИТОГ ЗАНЯТИЯ

«Обратная связь»

Ведущий предлагает детям продолжить фразы:

Сегодня на занятии я узнал...

Самым полезным считаю...

На занятии мне удалось...

Больше всего мне понравилось, как работал...

На следующем занятии мне хотелось бы...

Хочу пожелать (себе, товарищу, педагогу) ...

«Комплименты по кругу»

Участники стоят в кругу. Первый говорит комплимент второму. В торой поворачивается к третьему, делает ему такой же комплимент и добавляет новый и т. д. Таким образом, первый участник получает назад свой собственный комплимент и комплименты всех участников. Можно не останавливать игру на первом игроке, а запустить новый круг комплиментов.

 

«Аплодисменты»

Игроки стоят в кругу.  Ведущий говорит, что сейчас в честь первого игрока прозвучат аплодисменты. Для этого второй игрок, стоящий слева от первого игрока, начинает аплодировать, через несколько секунд к нему присоединяется третий игрок и т. д. по нарастающей, пока очередь не дойдёт до того, кому аплодируют.  Затем первый игрок  запускает новый круг аплодисментов для игрока, стоящего от него справа, тот в свою очередь запускает круг аплодисментов для следующего игрока,  стоящего от него справа и т. д. Последний круг аплодисментов будет звучать для игрока  под номером два.

Литература:

  1. Фопель К. Энергия паузы: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. - М.: Генезис, 2001.
  2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
  3. Шмаков С. А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию - М., 1993.
  4. Шмаков С. А. Шутки-игры, игры-минутки - М.: Новая школа, 1993.